Фото: Shutterstock
Креативную экономику России формируют 16 индустрий, создающих на основе творчества товары с высокой добавленной стоимостью, отмечают эксперты Минэкономразвития в исследовании «Креативная экономика России сегодня». К ним относят программное обеспечение, рекламу и PR, гастрономию, исполнительские искусства, архитектуру, культурное наследие (например, музеи), медиа и СМИ, отдых и развлечения, кино и телевизионные фильмы, арт-индустрию, книжное дело, дизайн, музыку, народно-художественные промыслы и ремесла, моду, видеоигры.
Валовая добавленная стоимость (ВДС) креативной экономики в России в 2024 году, по данным Минэкономразвития, составила 7,5 трлн руб., ее вклад в ВВП России оценивается в 4,1% — это на 0,9 процентных пунктов (п.п.) больше, чем в 2020 году. С 2017 года креативная экономика увеличивала ВДС в четыре раза быстрее, чем экономика страны в целом, но при этом она сильнее реагирует на кризисы и вызовы, отмечают эксперты ведомства. Один из них — нехватка квалифицированных кадров.
Сейчас в креативных индустриях работают около 5,4 млн человек — почти каждый 16-й работоспособный житель страны, говорил в октябре 2025 года вице-премьер Александр Новак на международной конференции по креативной экономике в Санкт-Петербурге. Для того чтобы достичь национальной цели — увеличения вклада креативных индустрий в экономику страны до 6% ВВП к 2030 году, — им необходимо ежегодно привлекать не менее 75 тыс. новых специалистов, указывают эксперты Минэкономразвития в своем исследовании, опираясь на данные сервиса SuperJob и Высшей школы экономики.
При этом дефицит кадров в отрасли нарастает, утверждают эксперты. По прогнозу Школы дизайна НИУ ВШЭ, индустрия дизайна в России будет развиваться при устойчивом дефиците кадров до 2035 года, говорит генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов: «Нет никаких оснований думать, что в других индустриях ситуация легче. В частных беседах предприниматели из разных регионов страны называют нехватку кадров в качестве одной из главных сложностей в работе».
По словам Игоря Намаконова, компании готовы брать на работу даже подростков, только освоивших навыки ремесла в школах креативных индустрий — центрах дополнительного профессионального образования, которые массово открываются по всей стране с 2022 года при поддержке Минкультуры.
В целом, по данным исследования Института национальных проектов (ИНП) и Федерации креативных индустрий, о дефиците квалифицированных специалистов в креативных индустриях заявляют 54% работодателей, а о дефиците управленцев — 43%.
Почему предложение на рынке труда не отвечает запросам креативных индустрий
Несмотря на общий рост креативной экономики, статистика по рынку труда не показывает дефицита кадров в этой сфере. Так, по данным SuperJob, предоставленным «РБК Отраслям», количество вакансий в сфере маркетинга, рекламы и PR в октябре 2025 года уменьшилось на 15% по сравнению с октябрем 2024-го, а число резюме увеличилось на 16%. Это соответствует динамике рынка труда в целом: вакансий в эти месяцы в целом стало на 15% меньше, чем год назад, а резюме — на 19% больше.
Тем не менее зарплаты в сфере маркетинга, рекламы и PR растут медленнее, чем в других отраслях: в октябре 2025 года прибавили 10% к сентябрю прошлого года, тогда как в сфере HR зарплаты за тот же период увеличились почти на 16%, а в банковской отрасли — на 13%, сообщает SuperJob.
Среди соискателей в креативной сфере преобладают опытные специалисты, говорит руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова: «Многие, имея работу, вышли на рынок труда в поисках нового места с более высоким заработком и лучшими условиями».
Хотя соискателей в креативных отраслях больше, чем вакансий, этим сферам катастрофически не хватает доученных специалистов или, как их еще называют, уверенных middle-специалистов, из которых потом вырастают руководители, способные оценивать ситуацию, принимать решения и брать на себя ответственность, говорит кандидат социологических наук, декан Высшей школы креативных индустрий РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Котов. Причин, по его словам, несколько: это и демографическая яма 1990-х, и попытки компаний восполнить такой дефицит за счет студентов первых-вторых курсов вузов, и недостаток навыков эффективного менеджмента и предпринимательства в тех сферах, которые раньше считались творческими, а не коммерческими. «Между тем креативные направления могут стать индустриями только при бизнес-подходе», — поясняет он.
Эксперты Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (ЦРКЭ АСИ) считают, что особенно остро ощущается нехватка специалистов среднего и высокого уровней, обладающих компетенциями на стыке креатива и технологий. Сегодня рынок ищет не просто исполнителей, а «гибридных» профессионалов: например, дизайнера, способного создать эстетически сильную работу и самостоятельно запустить ее в диджитал-среду с помощью ИИ-инструментов, адаптировать под разные платформы, а также протестировать эффективность, говорится в аналитических материалах, предоставленных «РБК Отраслям» в центре. Особенно востребованы такие кадры в рекламе и PR, кино и сериалах, анимации, диджитал-дизайне и арт-индустрии — отраслях с высоким мультипликативным эффектом.
Как показало исследование, проведенное «Сибирским центром промышленного дизайна» Томского государственного университета, рынку очень нужны специалисты с технико-дизайнерскими компетенциями, такими как 3D-моделирование и визуализация, работа с системами автоматизированного проектирования, знание материалов и технологий производства, отмечает заместитель директора центра Анастасия Воронина-Даринцева.
С нехваткой специалистов сталкиваются все типы предприятий: малые, средние и крупные, сходятся во мнении эксперты. «Кадры зачастую куются в малых командах, поскольку многозадачность и интенсивность процессов позволяет осваивать профессию быстро. Потом таких специалистов нередко перекупают крупные игроки», — говорит Игорь Намаконов.
Чем обусловлен разрыв между теорией и практикой
Дефицит кадров во многом связан с системными недостатками в образовании, утверждают авторы исследования «Креативная экономика сегодня». Пока в учебных планах многих вузов доминируют классические подходы, рынок уже требует от выпускников умения работать с ИИ-генераторами, аналитическими платформами и инструментами быстрой цифровой реализации.
При этом преподавательский состав не всегда обладает актуальным практическим опытом, отмечают в ЦРКЭ АСИ. В центре подчеркивают, что сегодня растет запрос на программы переквалификации и получения второго высшего образования в области креативных индустрий, однако соответствующих предложений мало.
Выходом из этой ситуации может стать кооперация между бизнесом, вузами и регуляторами, считают эксперты. Вузы стремятся к практикоориентированному обучению, но привлечь опытных специалистов из индустрии для соответствия актуальным требованиям удается далеко не всегда, говорит Дмитрий Котов. Проблема, по его словам, еще и в том, что у многих профессионалов-практиков, особенно в творческих профессиях, нет высшего образования, а значит, они не соответствуют квалификационным требованиям к должности преподавателя вуза. Кроме того, лучшие и опытные специалисты, как правило, завалены текущей работой, и времени преподавать у них чаще всего нет, добавляет эксперт: «Даже крупные компании не всегда могут выделить специалистов, готовых обучать студентов-практикантов не в ущерб своей работе».
Необходимо учитывать и то, что в условиях кадрового дефицита государство настраивает систему образования на подготовку самых востребованных специальностей и ограничивает количество не только бюджетных, но и платных мест для подготовки специалистов в неприоритетных индустриях, отмечает Дмитрий Котов. Кроме того, в этом году президент поручил сохранить льготные образовательные кредиты только для обучения профессиям, обеспечивающим «технологическую независимость и технологическое лидерство» страны. Их перечень подготовит правительство. Поэтому, по мнению Дмитрия Котова, необходимо добиваться поддержки ряда креативных специальностей.
В целом сегмент образования в сфере креативных индустрий в последнее время растет. Проведенный осенью 2025 года Школой дизайна НИУ ВШЭ мониторинг образовательных программ в вузах показал, что почти 700 учебных заведений имеют какие-либо программы по креативным индустриям, рассказал Игорь Намаконов: «Есть вопросы к тому, на какой методологической базе они составлены, кто там преподает, но видно, что вузы заинтересованы в таких программах, поэтому индустрии нужно развивать сотрудничество с ними».
Кроме того, эксперт напоминает, что сегодня по всей стране при Минкультуры работает более 100 школ креативных индустрий, а при Минпросвещении развиваются профильные колледжи. «Таким образом, работа по развитию профессиональной креативно-индустриальной траектории начинается уже с молодежью в возрасте 12 лет», — комментирует Игорь Намаконов. Он рассказал, что к концу 2025 года Федерация креативных индустрий представит большую индустриальную инициативу по синхронизации образовательных программ с требованиями рынка и развитию необходимых технических навыков креативных специалистов.
Помогла ли вам статья?
