Семен Гальперин: Минздрав на пару с Госдумой добьют медицину окончательно, а потом за учителей возьмутся

Попытка покончить с дефицитом врачей и медсестер обернулась принятием «сырого» закона, который еще аукнется всем нам

Закон об обязательных отработках для выпускников медицинских вузов и колледжей принят в окончательном чтении. Его обсуждение продолжалось несколько месяцев и наибольшую критику вызывало со стороны медицинского сообщества.

В соответствии с законом с 2026 года получившие высшее и среднее медобразование специалисты должны будут проходить обязательный период наставничества, конкретный срок которого будет определяться Минздравом в зависимости от специальности или места нахождения медорганизации, однако его срок не может превышать три года.

Отрабатывать срок выпускники будут в организациях системы ОМС, а «целевики» — в организациях в соответствии с договорами. По завершении наставничества им предстоит пройти периодическую аккредитацию специалиста. Целевыми в вузах останутся 70% мест, а бюджетными — 30%.

Законом также вводится стопроцентное целевое обучение в ординатуре.

В Государственной Думе и Минздраве считают, что принимаемые меры позволят решить проблему дефицита медицинских кадров.

«Кадровая проблема для здравоохранения является в числе трёх наиболее значимых, поэтому сегодняшнее решение действительно меняет ситуацию по обеспечению именно кадровыми медицинскими работниками системы здравоохранения», — заявил министр Михаил Мурашко при рассмотрении законопроекта на пленарном заседании Госдумы 11 ноября.

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, на начало 2025 года не хватало 23 300 врачей и 63 600 — из среднего медицинского персонала.

«В 54 регионах обеспеченность врачами-специалистами ниже средней. К чему это привело? Две трети врачей работают больше, чем на одну ставку. Участковый терапевт обслуживает в среднем 2,8 тыс. человек при норме 1,7 тыс. человек, на 65% больше, чем положено. Это значит, что уделяется меньше внимания человеку, который обратился за медицинской помощью, снижается ее качество», — констатировал он.

Глава Нижней палаты парламента убежден, что принятый закон позволит обеспечить всех граждан качественной медицинской помощью, причем повсеместно.

Депутат от фракции КПРФ, которая законопроект не поддержала, Алексей Куринный, отметил, что удалось добиться того, что полностью целевой будет только ординатура, при этом ответственность за неисполнение целевого договора после ординатуры будет только в размере стоимости обучения, а среди объективных причин, которые могут стать основаниями для освобождения от отработки (наставничества) будут семейные отношения с военнослужащим, инвалидность, несоответствие требованиям законодательства.

Возмущение парламентария вызывает тот факт, что «проект приказа Минздрава РФ по специальностям и срокам отработки (наставничества) в Госдуму поступил, но под грифом ДСП (!)»

«Могу в общем сказать, что документ абсолютно сырой и передали его только для того, чтобы формально выполнить требование регламента», — написал он в своем тг-канале.

По словам Куринного, фракция попробует обжаловать принятый закон в Конституционном суде.

Принятый закон вызывает большой тревогу и в медицинском сообществе. О том, что волнует людей в белых халатах, «СП» поинтересовалась у кандидата медицинских наук, президента «Лиги защиты врачей» Семена Гальперина.

— Всё начнет вводиться с 2026 года, следовательно, ближайшие выпускники попадают под новый закон — их будут распределять. Это как бы закон обратного действия — они же при поступлении не подписывали никаких соглашений. Я не очень понимаю, как это будет действовать.

Конечно, эта пожарная мера поможет заткнуть дыры на ближайшие пару лет, а дальше, видимо, будет сокращение желающих идти в профессию, вообще в медицину.

Это скажется обратным образом или вообще будет расти негативный отбор: пойдут не по призванию, а из других соображений. Думаю, ухудшится не только количество медработников, но и их качество: уровень образования, инициативности и т. д.

«СП»: Что именно смущает?

— В законе есть ряд противоречий нашему Основному закону — конституционные права ставятся под сомнение.

В первую очередь, продвигается идея дискриминации по профессиональному признаку. Понимаю, что начали с медработников, предполагаю, что в дальнейшем практика распространится на все профессии, на все отрасли, которые будут развалены в ближайшее время теми же реформами.

Люди, которые привели медицину к такому печальному состоянию, когда в результате проведенных реформ не хватает возможности оказывать нормальную медпомощь уже из-за отсутствия даже врачей и средних медработников, теперь все перекладывает на плечи тех, кто работает непосредственно «на земле».

Кто следующий? Наверное, учителя. Ну, и далее по списку.

Стоит вспомнить, что Конституция гарантирует и право выбора местожительства, и равную оплату за равный труд. Надо будет подписывать при поступлении на учебу непонятный договор с непонятными условиями, в котором не будет уровня зарплаты, гарантий жилья, гарантий прочих социальных прав, о которых много говорилось в Госдуме, но в законе я их пока не нашел. Может, что-то будет дополнительно?

А пока я предвижу, что желание учиться у молодежи резко снизится. Ради общего блага — повышения доступности медпомощи — решено пожертвовать людьми одной профессии. Для медработников никакие гарантии действовать не будут.

В Думе было прямо сказано, что население жалуется на недостаточный уровень медпомощи. Поэтому ее надо оказывать таким путем — силовым воздействием на медработников, принуждать их. Речь идет о каком-то социальном неравенстве. Думаю, это негативно скажется на дальнейшем развитии системы здравоохранения.

«СП»: А как будет осуществляться наставничество?

— Совершенно непонятная ситуация. Кто может быть наставником, какой уровень знаний и опыта должен быть у наставника, чему конкретно должен учить молодого специалиста? Кто будет определять, способен ли этот наставник вообще выполнять такую функцию и будут ли на это выделены государством дополнительные средства?

Этот процесс должен кем-то финансироваться. Либо это будет формальная сторона, когда молодого специалиста, присланного в деревню, припишут к какому-то врачу, с которым он иногда будет видеться и перезваниваться?

«СП»: Не очень понятно с ординатурой. Она может быть не сразу после вуза, но если она целевая, то опять отрабатывать после нее надо?

— Ординатура полностью целевая. И мне тоже не очень понятно, как это будет работать.

Во-первых, ординатуры на всех не хватает. Раньше была интернатура — для всех. Либо ординатура, которая ее заменяла. Сегодня это привилегия для избранных. Бюджетных ординатур осталось крайне мало, большая часть ординатуры становится платной. Как сделать ее целевой, будет ли вся платная? Тоже непонятно.

Платных выпускников тоже собираются распределять. Как это будет работать?

Думаю, закончится тем, что просто повысится уровень блата при распределении. Я вижу большую коррупционную составляющую в этом законе. Боюсь, что в серьезные медучреждения будут распределяться не те, кто получил лучшие оценки, знания, а те, кто имел какие-то экономические преимущества. Те, кто вне этого, поедут в сельские районы закрывать дыры.

На сегодняшний день это отвечает общей тенденции — медицина становится бизнесом, и основная задача ее — не помогать людям, а зарабатывать деньги.

Андрей
Андрей
Задавайте вопросы в комментариях
Задать вопрос

Помогла ли вам статья?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ремонт и отделка
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.