Дальнейшее увеличение тарифов на услуги ЖКХ эту цифру точно не снизит
Объем просроченной задолженности населения, исполнителей коммунальных услуг, бюджетников и других, промышленных потребителей за тепло- и водоснабжение составил 415 млрд руб., сообщил министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
Сумма внушительная. Для сравнения: до 2030 г. на реализацию федерального национального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры» запланировано 4,5 трлн рублей.
Глава ведомства рассказал, что для возврата денег Минстрой запустил эксперимент по взысканию задолженности при взаимодействии с государственной информационной системой (ГИС) ЖКХ, ГАС «Правосудие», Росреестром и Социальным фондом России. Введение электронного платежного документа позволит стимулировать снижение задолженностей.
Эксперимент по онлайн-информированию и взаимодействию при взыскании долгов за услуги ЖКХ начался 1 июля и продлится до 30 июня 2026 года. В нем участвует 20 субъектов Федерации. Сейчас речь идет о придании юридического статуса электронному платежному документу и установлении порядка работы с ним.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников в разговоре с «СП» отметил, что задолженность в 415 млрд за тепло- и водоснабжение некритична, хотя хорошего, конечно, мало.
— Главные проблемы скрываются в структуре задолженности, в первую очередь — в географическом распределении долгов. В крупных городах объемы задолженности, как правило, выше из-за большего номинального числа людей с низким заработком.
К тому же россияне могут при переезде в другой регион забывать оплатить услуги ЖКХ в старой квартире, и долги просто накапливаются.
У некоторых сограждан может не быть счетчиков, которые необходимы для фиксации потребления воды, из-за чего люди вынуждены платить больше, чем они реально потребляют.
Также надо учитывать возрастной фактор. Существенная часть задолженности приходится на пенсионеров. Но в целом все причины задолженности свести к одному тренду достаточно сложно, поэтому нужно рассматривать проблему структурно, к примеру, наблюдать за тем, какие группы населения и регионы быстрее накапливают долги.
«СП»: Можно облегчить жизнь населению с точки зрения оплаты услуг ЖКХ?
— Темпы прироста задолженности зависят и от действий субъектов. К примеру, в Москве с 1 марта 2026 года планируется увеличение срока оплаты услуг ЖКХ на 5 дней, до 15-го числа месяца, который следует за расчетным.
Подобные действия позволят сделать оплату максимально комфортной для населения. Но самим гражданам все же лучше вести потребление в пределах нормы. К примеру, не лить воду без необходимости и гасить свет, выходя из помещений.
С другой стороны, важна и разумная ежегодная индексация тарифов, которая в последнее время была весьма значительной.
Так, в 2023 году управляющие компании поднимали плату на жилищные услуги в среднем только на 3%, но размеры коммунальных счетов не менялись.
В 2024 году с 1 июля тарифы ЖКХ были проиндексированы в среднем на 9,8%, а в этом году — на 11,9% (для Москвы — на 15%). К индексации все же лучше подходить более аккуратно, потому что важно не наращивать объем задолженностей, особенно у пенсионеров.
«СП»: Есть ли смысл в таком случае помогать выплачивать ЖКХ за счет различных льгот и вычетов?
— С начала 2026 года будет введена, к примеру, более масштабная налоговая выплата для семей с двумя и более детьми, которая позволит вернуть часть НДФЛ — разницу между стандартной 13% ставкой и сниженной 6%. То есть речь идет о расширении поддержки льготных категорий в целом.
Льготы по оплате ЖКХ, вроде скидки не менее 30% на оплату коммунальных услуг для семей с тремя и более детьми или 50% для пенсионеров 70−79 лет на оплату взносов на капитальный ремонт (а с 80 лет граждане полностью освобождаются от этой выплаты) уже действуют.
Но проблема заключается не в недостатке льгот, а скорее в формировании общеналоговой системы помощи льготным категориям.
С пенсионерами вопрос остается серьезным, потому что при коэффициенте замещения (соотношение средних пенсий к зарплатам) в 30% таким людям нужна помощь в том числе и с оплатой коммунальных услуг.
«СП»: По данным Минстроя, к июню 2025 года общий долг населения за ЖКХ составил 1,241 трлн руб., что меньше прошлогодних 1,3 трлн руб. Почему такая существенная разница с 415 млрд руб.
— Разница образуется за счет других выплат: за электроэнергию, за капремонт. Последний составляет заметную долю в общем объеме задолженности по ЖКХ.
К примеру, за 2022−2024 годы невыплаты по капремонту выросли со 125 до 134 млрд руб. А причина может быть в том, что люди далеко не всегда видят результат.
Очень часто разговор заходит о необходимости ужесточения наказаний в виде штрафов за неоплату услуг ЖКХ. Это может сработать. Но, на мой взгляд, в гораздо большей степени на уровень дисциплины платежей влияет качество услуг ЖКХ.
Поэтому Минстрою и другим ведомствам стоит подумать о том, как лучше мотивировать управляющие компании выполнять свои функции.
Зачастую гражданам проще пойти в местную Дирекцию Единого заказчика (ДЕЗ), заплатить специалисту наличными, которые не учитываются в статистике, для более быстрой и качественной работы, а не оформлять официальную заявку.
Помогла ли вам статья?
