Николай Межевич: Мы не знаем, чем закончится история между Лукашенко и Литвой, но ему есть чем ответить недругам
Уникальную шахматную комбинацию разыграла Литва в Белоруссии. Литовское правительство отказалось пропускать свои же собственные фуры к себе домой. А речь идёт о примерно 1100−1200 грузовых автомобилей с водителями, прицепами и грузами.
В чём замысел этой провокации — будет сказано ниже. Но пока президент Белоруссии Лукашенко был вынужден накормить шофёров и разместить грузовики по стоянкам. Если Литва откажется забирать их — белорусам придётся конфисковать этот транспорт и его грузы.
Лукашенко сказал об этом так:
— Автомобили стоят под охраной. Забирайте автомобили с грузом. Если в ближайшие несколько дней этого не будет сделано, мы примем решение вплоть до конфискации этих автомобилей.
Какую же комбинацию проворачивают хитрые литовцы? Об этом «Свободной Прессе» рассказал президент Российской Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич:
— Литва по отношению к Белоруссии в миниатюре сделала то же самое, что коллективная Европа против России. А именно, сначала — провокация, а затем расчет на то, чтобы «по- честному» наказать противника за ответный ход.
Чего добивается Литва от Лукашенко: чтобы он конфисковал эти грузовики, а затем у литовцев появится формальный предлог, позволяющий устраивать крики и истерики.
Европа хотела добиться от России комплекса вины. Напугать нас своим собственным недовольством наших же граждан. Не вышло. Те, кто повелись на этот трюк, — уехали страдать своими комплексами по поводу России в другие места. Остальные просто не поддались на провокацию.
И вот сейчас Литва хочет повторить тот же опыт тет-а-тет с Белоруссией.
И точно так же, как всегда бывает в случае непродуманных решений, Литва наказала саму себя. Транспорт потеряла, деньги от товаров не получила, а на провокацию никто не поддался. Никого напугать не удалось.
«СП»: Конфискует Лукашенко эти грузовики, или нет?
— Литва своими действиями обнажила взаимозависимость. Не она ли украла у Белоруссии терминал в Клайпеде, который белорусы построили на свои деньги?
Не она ли украла железнодорожные вагоны с калийными удобрениями у Белоруссии? Просто тогда это прошло незаметно, а теперь об этом все вспомнят.
У Лукашенко есть полное моральное право пойти на ответные меры и конфисковать литовские фуры.
Но, честно говоря, не нужны ему эти фуры. Белоруссия является одним из лидеров по производству грузовых автомобилей. Им чужого не нужно.
Это в Литве угробили всё автопроизводство в конце прошлого века. А в Белоруссии оно процветает, даже нам на зависть.
«СП»: Белоруссия — наш союзник. Но при этом она лавирует, не желая рвать отношения с Западом. Например, в Белоруссии официально не признаны результаты геополитических изменений: начиная от Южной Осетии и заканчивая Донбассом. Насколько уютно этой стране сидеть сразу на двух стульях?
— Белоруссия — суверенное государство, которое и не обязано признавать территории России и других суверенных государств.
«СП»: Логично, Россия тоже не признавала государственную принадлежность штата Техас. Но вопрос в другом: насколько крепок наш союз с Белоруссией, если Лукашенко не все наши решения одобряет публично?
— Если бы Лукашенко публично признал независимость Абхазии, он бы поставил себя в дурацкое положение, потому что Белоруссия осуществляет торговые операции и с Сухумом, и с Тбилиси.
Минск работает с теми, с кем можно и выгодно ему. Время от времени он пытается протянуть руку и Европе, и не пустую руку, а с пальмовой ветвью мира. Но каждый раз Европа в эту руку Минска плюёт.
Поэтому Лукашенко говорит с теми, кто его слышат. А это, в первую очередь, — Москва. Но и другие тоже. Особые дружеские отношения России и Белоруссии абсолютно не исключают для Минска быть самостоятельным участником европейской игры. Поэтому мы и не знаем о том, чем закончится история между Лукашенко и Вильнюсом. Но комплекса вины они от него не добьются.
Помогла ли вам статья?
